Планомерное развитие ребенка зависит не только от условий воспитания и обучения в детском образовательном учреждении и семье, но и от его физического здоровья и эмоционального благополучия. В нашем детском доме воспитываются 24 ребенка, 14 детей с различными нарушениями в развитии, из них 12 посещают музыкальные занятия.
Дети, имеющие различные нарушения в развитии нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых. Они заслуживают особого внимания, так как недостаток выразительности моторики неумение правильно выразить свои чувства и эмоции затрудняют их общение со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, ввиду того, что дети с различными нарушениями в развитии имеют трудности с адаптацией возникла необходимость разработки и проведения комплексных коррекционно-музыкальных занятий, основанных на игре, которая является центральной деятельностью ребенка. Воздействие музыкальных образов помогает сделать игру ярче и занимательнее, обогащая и расширяя опыт эмоциональных переживаний ребенка.
Существуют общие правила, о которых следует помнить при работе с детьми, имеющими трудности в развитии, необходимо:
Главным в работе с такими детьми является принцип:
В своей работе использую комплекс коррекционно -музыкальных занятий, который решает следующие задачи:
В коррекционно- музыкальном занятии можно выделить четыре блока:
Установление эмоционального контакта, снятие психомышечного напряжения. Использую различные коммуникативные игры, игры-приветствия. Например, с помощью ритмических упражнений на ложках выстукиваю приветствие - «Здравствуй,_____________(имя ребенка)!», ребенок отвечает так же ритмическим приветствием.
Решение намеченных коррекционных задач с помощью музыкально- развивающих игр, которые влияют на развитие чувства ритма, динамического слуха. Различные двигательные упражнения побуждают ребенка изображать звуки и настроение с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, «притопы»). В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, т.к. он придумывает движения исходя из характера, темпа, ритма, тембра, предлагаемой ему музыки. Он начинает осознавать музыку через движение, включаю пальчиковые игры для тренировки мелкой моторики
Проведение праздников, смотров, агидбригад, выступление ансамбля ложкарей, вокальных ансамблей. В детском доме более 10 лет существует ансамбль «Ложкари»
Использование релаксационных упражнений - «Игра с песком» ( Набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках постепенно расслабляя пальцы и кисти, высыпать песок, расслабить полностью руки (руки тяжелые, не двигаются). Повторить 2-3 раза
Для детей в нашем доме, которые имеют диагноз ЗПР, характерны - ослабленная нервная система, повышенная утомляемость импульсивность, неуверенность в себе, замкнутость. Поэтому они, как никто другой, нуждаются в творческом и эмоциональном толчке для успешного преодоления психологических барьеров. Игра на ложках способствует снятию нервного возбуждения, импульсивности. В начале организации занятий пальцы многих ребят быстро устают, необходимы специальные упражнения для расслабления тонкой моторики рук, но со временем увеличивается длительность занятия, появляется неподдельный интерес, ребята с нетерпением ждут занятий, в свободное время в своей группе с удовольствием отстукивают понравившиеся мелодии.
По результатам диагностики у воспитанников улучшены - память, внимание; дети более спокойны, уравновешены.
И очень важно - появилось желание заниматься творческой деятельностью и представлять свою работу окружающим!!!
Литература: