Идёт загрузка сайта...
Солнце мультяшное Лучи солна облако облако облако Воздушный шар облако облако облако тучи радуга
Месяц

Коррекционно-музыкальные занятия в детском доме


Планомерное развитие ребенка зависит не только от условий воспитания и обучения в детском образовательном учреждении и семье, но и от его физического здоровья и эмоционального благополучия. В нашем детском доме воспитываются 24 ребенка, 14 детей с различными нарушениями в развитии, из них 12 посещают музыкальные занятия.

Дети, имеющие различные нарушения в развитии нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых. Они заслуживают особого внимания, так как недостаток выразительности моторики неумение правильно выразить свои чувства и эмоции затрудняют их общение со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, ввиду того, что дети с различными нарушениями в развитии имеют трудности с адаптацией возникла необходимость разработки и проведения комплексных коррекционно-музыкальных занятий, основанных на игре, которая является центральной деятельностью ребенка. Воздействие музыкальных образов помогает сделать игру ярче и занимательнее, обогащая и расширяя опыт эмоциональных переживаний ребенка.

Существуют общие правила, о которых следует помнить при работе с детьми, имеющими трудности в развитии, необходимо:

Главным в работе с такими детьми является принцип:

В своей работе использую комплекс коррекционно -музыкальных занятий, который решает следующие задачи:

В коррекционно- музыкальном занятии можно выделить четыре блока:

1. Подготовительный:

Установление эмоционального контакта, снятие психомышечного напряжения. Использую различные коммуникативные игры, игры-приветствия. Например, с помощью ритмических упражнений на ложках выстукиваю приветствие - «Здравствуй,_____________(имя ребенка)!», ребенок отвечает так же ритмическим приветствием.

2. Второй блок - основной:

Решение намеченных коррекционных задач с помощью музыкально- развивающих игр, которые влияют на развитие чувства ритма, динамического слуха. Различные двигательные упражнения побуждают ребенка изображать звуки и настроение с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, «притопы»). В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, т.к. он придумывает движения исходя из характера, темпа, ритма, тембра, предлагаемой ему музыки. Он начинает осознавать музыку через движение, включаю пальчиковые игры для тренировки мелкой моторики

3. Третий блок - коллективная деятельность (является результатом индивидуальной работы)

Проведение праздников, смотров, агидбригад, выступление ансамбля ложкарей, вокальных ансамблей. В детском доме более 10 лет существует ансамбль «Ложкари»

4. Четвертый блок-релаксация, сброс психоэмоционального напряжения и нормализация мышечного тонуса.

Использование релаксационных упражнений - «Игра с песком» ( Набрать в руки воображаемый песок, сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках постепенно расслабляя пальцы и кисти, высыпать песок, расслабить полностью руки (руки тяжелые, не двигаются). Повторить 2-3 раза

Структура коррекционно-музыкального занятий с использованием шумовых инструментов (ложки).

  1. Проигрывание и прослушивание знакомой мелодии
  2. Объяснение и показ как следует держать ложки
  3. Отработка звука, который получается при ударе ложкой о ложку (открытый, закрытый звук), при возникающих трудностях - дополнительные упражнения с помощью элементарных движений (хлопки, щелчки, шлепки, притопы)
  4. Ускорение, замедление ритма с добавление динамики (упражнение «Паровозик»)
  5. Усложнение ритма с речевым сопровождением (упражнение «Старый барабанщик»). Речевое сопровождение помогает в усложнении ритмического рисунка, добавляется «элемент дроби».
  6. Повторение за педагогом определенного ритма с различным темпом и динамикой (упражнение «Эхо»)
  7. Исполнение сложных ритмических рисунков с ускорением, замедлением; изменением динамики (тише - громче).
  8. Исполнение дроби в движении (от колен к ступням и обратно), сохраняя темп и ритм
  9. Усложнение ритма, усложнение движений (ладонь-плечо, колено-ступня)
  10. «Трель», упражнение (Игра с использованием четырех ложек, три - в левой руке, одна - в правой)
  11. Использование релаксационных упражнений (по усмотрению педагога)

Для детей в нашем доме, которые имеют диагноз ЗПР, характерны - ослабленная нервная система, повышенная утомляемость импульсивность, неуверенность в себе, замкнутость. Поэтому они, как никто другой, нуждаются в творческом и эмоциональном толчке для успешного преодоления психологических барьеров. Игра на ложках способствует снятию нервного возбуждения, импульсивности. В начале организации занятий пальцы многих ребят быстро устают, необходимы специальные упражнения для расслабления тонкой моторики рук, но со временем увеличивается длительность занятия, появляется неподдельный интерес, ребята с нетерпением ждут занятий, в свободное время в своей группе с удовольствием отстукивают понравившиеся мелодии.

По результатам диагностики у воспитанников улучшены - память, внимание; дети более спокойны, уравновешены.

И очень важно - появилось желание заниматься творческой деятельностью и представлять свою работу окружающим!!!

Литература:

  1. Комплекс коррекционно-музыкальных занятий «Дружная семейка»/ Авт-сост.: Н.В.Полевая, Л.В.Перминова.-СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.-80с.http://www.labirint.ru/books/252046/
Дата добавления: 10.08.2017 Просмотров: 372